Павел Звездин (zwezdin) wrote,
Павел Звездин
zwezdin

Category:

размышлизмы об ИТ

Размышлял вчера о пользе Института теологии, выпускниках... Профессиональных религиоведов, богословов там не производят, надо доучиваться в аспирантуре на других факультетах или в Европе или  получать второе высшее: диплом такой, что никому тут не нужен, спроса на профессию никакого и т. д и т. п. Тем не менее похоже что епархия в Институте заинтересована, преподаватели и студенты  в целом также заинтересованы. Почему?  Разумный практический ответ я просто не нахожу, и  в этом плане мне отчасти понятны попытки проректора Петровского сделать из него Институт минимально богословский и максимально светский, а то и вообще полностью светский (по-крайней мере почему-то так думают студенты-теологи, хотя это невозможно, судя по всему).
Конечно, я не беру в рассмотрение варианты вроде подготовки собственных же кадров, подготовки кадров для Церкви, трудоустройства нескольких десятков человек, работающих в нем или  вариант отмывания денег господином Довгяло... Все это безусловно есть в каких-то формах и пределах, но вопрос необходимости и уникальности Института все-таки в другом.
Опять притворюсь идеалистом и вынесу за скобки факт того, что ИТ сейчас - факультет БГУ, и что студенты получают диплом БГУ.  Пусть сам диплом в Беларуси никому и не нужен толком, зато на его базе можно быстренько любое  второе высшее получить. А наличие этого бонуса в сочетании с тем, что сюда достаточно легко попасть даже нецерковным людям, определенно является для абитуриента мощным стимулом для поступления.
Тем не менее даже при этом бонусе, еще при мне, в институтской среде считалось, что идут сюда люди в хорошем смысле слова сумасшедшие, готовые жертвовать светской карьерой ради служения Богу и ближнему в Церкви и за ее пределами, ради возможности прикоснуться к другому миру, который уникален в сравнении с любой другой студенческой средой в Беларуси.

В чем была уникальность ИТ?

Еще от студентов ЕГУ я слышал много позитивного про теологов первых наборов, но мне довелось и самому попасть в эту необычную даже для церковных людей среду. Молитвы перед парами, службы в каплице на которых все свои,   дружные чаепития и беседы с о. Сергием (которые при мне уже, говорили, стали намного реже чем раньше), совместные вечерние молитвы, чтение Евангелия и "отцов" со студентами (обычно собирались у меня в комнате), активная литургическая, евхаристическая жизнь.. это  и не только было только фоном, который окутывал не менее своеобразный учебный процесс. 
Ряд уникальных преподавателей, от лекций которых студенты получали  массу удовольствия. Добрый и чуть-чуть строгий Отец Сергий, который мне почему-то напоминал внешним видом волшебника. Контрастирующий с ним отец Владимир, блестящий лектор и оратор, надо отдать должное, с хорошей дикцией и баском, которым, он,  казалось смаковал во время чтения лекций... Помню, ходил на некоторые его спецкурсы на другую кафедру в ущерб своим спецкурсам, так было интересно. Интеллигент до глубины души историк Бендин, прекрасный педагог и лектор. Несмотря на то, что он немного , почти незаметно заикался ,это казалось просто особым уважительным акцентом в силу его общего внимания и почтения к аудитории. Сложная, но глубокая и  доброжелательная личность философа Семенова,  выдержка и педагогический талант Владимира Мартиновича, оригинальность, харизма и очарование ныне покойного Андрея Борисовича Гойко..  Эти люди, наряду с другими  , как бы специально отобранными преподавателями, давали во многом личный пример для подражания, параллельно обучая нас всяким премудростям. Я даже не упоминаю про капустники, колядки, рок-концерты, которые оганизовывали студенты...


И только в комплексе всей этой картины и можно  было почувствовать то, ради чего действительно можно было  стать на некоторое время таким  камикадзе с неопределенным и туманным будущим, но определенным и светлым настоящим. И я прекрасно понимаю "старичков-теологов", которые сейчас отказываются верить, что в Институте сейчас может быть не та атмосфера как раньше.
Но тогда уже даже при мне, в 2006-2008 гг. на закате всей этой обстановки, лишь единицы, редчайшие единицы среди пятикурсников выражали свои недовольства Институтом. Ни в коем разе этого не было на младших курсах, а тем более так массово как сегодня.
Я вовсе не хочу сказать, что институт был раем, бывали тут искушения, конечно, но общий вектор был совсем иным.
Может, студенты виноваты, скажет кто-то..  Приходят новые поколения, разбалованные...А я думаю, что дело не в студентах. Потеряна та атмосфера..  Рыба, гниющая с головы нынешнего проректора.
Религиозная сфера ведь тонкая, очень своеобразная, и при всем уважении к позиции атеистов, сознательному и последовательному советскому атеисту совершенно не место во главе  Института, который по сути ценен и полезен как формирующий  личность, духовную целостность студентов.   И совершенно очевидно, что  при светском, стандартном совковом подходе к делам института, подавая студентам пример неоднократно выявленной  лживости, клеветы и манипуляций студентами, никак невозможно даже на небольшой период удержать построенную годами  ранее атмосферу доверия и благожелательности как среди студентов, так и среди преподавателей.  И уж точно, после такого ореола беззаконий и лицемерия в Богословском Институте, которое поощряется или попускается рядом преподавателей,вряд ли у студентов останется желание  служить в Церкви, а у кого-то и вообще - оставаться церковным человеком.

А ситуация  была вполне предсказуема с появлением г-на Петровского. Никто не был доволен его назначением, кроме  одного человека с третьего этажа, которому эта атмосфера вся скорее всего до лапмочки. Тем не менее, думаю многие, в том числе и я, молились о вразумлении  атеиста Петровского, с надеждой смотрели на его появление в соборе. Может, станет верующим, думали многие из нас.. Но увы, не только не стал, но и начал строить удобную для себя обстановку,  сначала введя высшую математику, которую сам и преподавал,  потом противные школьные звонки... докатилось в итоге до подтасовок и подкупа результатов проверок Института минобразованием вкупе со всякими другими нехорошими делами (пока не хочу вдаваться в подробности), квинтессенцией аморальности которых стал недавний скандал в ИТ, связанный с публичной клеветой на о. Сергия и различного рода манипуляциями студентами.

Об этом последнем событии и всем, что с ним связано я собираюсь на днях написать более широкий пост, возможно даже статью, так как информации появилось гораздо больше чем в первый день, нужно ее структурировать грамотно. Кстати, некоторые мои критики иногда путают личные блоги с собранием сочинений Пушкина, требуя от автора  выражения  его мыслей в приятной их ушам манере. На этот раз думаю, написать заметку в сдержанном стиле и без вульгаризмов, как в моем   первом возмутительном посте по теме.


Tags: теологи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments